Норма на загрузку процессора

Нормальные показатели загруженности процессора при различных условиях

Всем привет! В сегодняшнем посте я расскажу, на сколько процентов должен быть загружен процессор в разных режимах работы — при бездействии, при просмотре видео в браузере и проигрывателе, при работе с графикой, во время видеомонтажа, обработки звука, а также во время выполнения нескольких задач сразу.

Для примера рассмотрим «сферический в вакууме» компьютер, который использует 4-ядерный ЦП с частотой 3.0 ГГц, 8 Гб ОЗУ и дискретную видеокарту средней мощности. При отличии конфигурации, нормальная загруженность CPU может отличаться — как в меньшую, так и в большую сторону.

В режиме простоя

В этом режиме потребление ресурсов компьютером минимально — работает только операционная система и запущенные ею службы. Нагрузка на процессор редко превышает 5%. Скачок может наблюдаться при обнаружении антивирусом вредоносного ПО или при блокировке сетевой атаки.

В офисных программах

При наборе текста в Word загруженность «гуляет» в пределах 5-10%, увеличиваясь во время открытия или сохранения документа. В Excel показатели примерно такие же, однако при просчете результатов по сложной формуле может скачкообразно взлететь на короткий промежуток до 20%.

Это же касается офисных программ от других разработчиков — например, Libre Office или Open Office. Аналогично расходуют системные ресурсы приложения, которые входят в базовый пакет Windows — Блокнот, Калькулятор, WordPad.

При серфинге интернета

Открытие чистой страницы нагружает ЦП не более чем на 10%. Однако такая ситуация встречается редко — даже если у вас установлен режущий рекламу AdBlock, на любом приличном сайте будут еще как минимум иллюстрации.

Без «баннерорезки» нагрузка на процессор возрастает в зависимости от того, сколько рекламы присутствует на сайте и какого она типа: статичные баннеры расходуют меньше ресурсов, динамичные и всплывающие немного больше — до 15%. Больше всего «отжирают» мощности всплывающие видео — до 25%.

В таком же режиме работает процессор при просмотре потокового видео на Ютубе или в онлайн-кинотеатре. Также на загруженность ЦП влияет используемый браузер. Замечено, что из популярных интернет-обозревателей наименьшую нагрузку на систему дает Opera.

При прослушивании музыки или воспроизведении видео с локального диска через установленный проигрыватель нагрузка на CPU достигает 20-30%.

При обработке фотографий и видео

При работе с изображениями нагрузка влияет от используемого софта: оборудованный всеми «свистелками» Фотошоп будет нагружать систему сильнее, а его бесплатный аналог Paint NET, в котором по умолчанию удалены все лишние функции — меньше. В среднем, независимо от операции, нагрузка на ЦП редко превышает 25%.

Обработка видео — более ресурсоемкий процесс. В пиковые моменты нагрузка может достигать 40-50%. Речь идет о монтаже и прокрутке нарезанных кусков. Во время рендеринга загруженность «камня» может превышать 75%.

Как ни странно, но запись и обработка звука отнимает еще больше мощностей. Конечно, при условии, что вы не используете внешнюю звуковую карту, которая берет на себя часть нагрузки. В целом, при обработке звука загруженность ЦП на 70-80% скорее норма, чем исключение.

В играх

Тут уже все зависит от самой игры и ее настроек. Наименее требовательны флэш-игры, запускаемые в браузере — нагрузка на CPU в таком режиме не превышает 25%. Браузерные онлайн-игры более требовательны — могут нагрузить «камень» до 40%.Наиболее прожорливы из всех приложений клиентские игры, особенно всякий «свежачок». Во время динамичных сражений с большим скоплением юнитов или техники, нагрузка на ЦП может достигать 90%. При спокойном «сне на ходу» или стоянии персонажа на месте нагрузка обычно 40-50%.

И если вы заметили, что на вашем компьютере без всяких причин нагрузка выше, это свидетельствует о каких-то несанкционированных процессах, происходящих в системе. Детальнее об этом в публикации «Процессор загружен на 100 процентов без причин»(уже на блоге).

Читайте также:  Видеокарта geforce gtx 1660 супер

Относительно многозадачности — тут уже зависит от того, что именно вы запускаете. Однако в любом случае проценты будут не суммироваться, и итоговая нагрузка будет меньше, чем, казалось бы, должна быть. Связано с тем, что многоядерные процессоры хорошо справляются с несколькими задачами — на это они и рассчитаны.

Также для вас будет полезной инструкция «Как посмотреть загруженность процессора». Буду признателен, если вы поделитесь этим постом в социальных сетях. До завтра!

Источник

CPU Load: когда начинать волноваться?

Данная заметка является переводом статьи из блога компании Scout. В статье дается простое и наглядное объяснение такого понятия, как load average . Статья ориентирована на начинающих Linux-администраторов, но, возможно, будет полезна и более опытным админам. Заинтересовавшимся добро пожаловать под кат.

Вероятно, Вы уже знакомы с понятием load average . Load average — это три числа, отображаемые при выполнении команд top и uptime . Выглядят они примерно так:

Большинство интуитивно понимают, что эти три числа обозначают средние значения загрузки процессора на прогрессивно увеличивающихся временных промежутках (одна, пять и пятнадцать минут) и чем меньше их значения — тем лучше. Большие числа свидетельствуют о слишком большой нагрузке на сервер. Но какие значения считать предельными? Какие значения являются «плохими», а какие — «хорошими»? Когда Вам следует просто волноваться о занчениях средней загрузки, а когда следует бросать другие дела и решать проблему так быстро, как это возможно?
Для начала, давайте разберемся, что же означает load average . Рассмотрим простейший случай: предположим, что у нас в наличии один сервер с одноядерным процессором.

Аналогия транспортного потока

Одноядерный процессор похож на дорогу с одной полосой движения. Представьте себе, что Вы управяете движением машин по мосту. Иногда, Ваш мост загружен настолько сильно, что машинам приходится ждать в очереди чтобы проехать по нему. Вы хотите дать людям понять, как долго им придется ждать чтобы перебраться на другую сторону реки. Хорошим способом сделать это будет показать как много машин ждут в очереди в конкретный момент времени. Если машин в очереди нет, подъезжающие водители будут знать, что они сразу смогут проехать по мосту. В противном случае, они будут понимать, что придется ждать своей очереди.
Итак, Управляющий Мостом, какую систему обозначений Вы будете использовать? Как насчет такой:

  • 0.00 означает, что на мосту нет ни одной машины. Фактически, значения от 0.00 до 1.00 означают отсутствие очереди. Подъезжающая машина может воспользоваться мостом без ожидания;
  • 1.00 означает, что на мосту находится как раз столько автомобилей, сколько он может вместить. Все еще идет хорошо, но, в случае увеличения потока машин, возможны проблемы;
  • Значения, превышающие 1.00 означают наличие очереди на въезде. Насколько большой? Например, значение 2.00 показывает, что в очереди стоит столько же автомобилей, сколько движется по мосту. 3.00 означает, что мост полностью занят и в очереди ожидает в два раза больше машин, чем он может вместить. И так далее.

load average = 1.00
load average = 0.50
load average = 1.70
Вот базовое значение загрузки процессора. «Машины» обрабатываются с использованием промежутков процессорного времени («пересекают мост»), либо ставятся в очередь. В Unix это называется длина очереди выполнения: количество всех процессов, выполняемых в данный момент времени, плюс количество процессов, ожидающих в очереди.
Вам, как управляющему мостом, хотелось бы, чтобы машины-процессы никогда не ждали в очереди. Таким образом, предпочтительно, чтобы загрузки процессора была всегда ниже 1.00. Периодически возможны всплески трафика, когда загрузка будет превышать 1.00, но если она постоянно превышает данное значение — это повод начать волноваться.

Так Вы говорите, 1.00 — идеальное значание load average?

Что насчет многопроцессорных систем? Мой сервер показывает загрузку 3.00 и все ОК!

У Вас четырехпроцессорная система? Все в порядке, если load average равен 3.00.
В мультипроцессорных системах загрузка вычисляется относительно количества доступных процессорных ядер. 100% загрузка обозначается числом 1.00 для одноядерной машины, числом 2.00 для двуядерной, 4.00 для четырехъядерной и т.д.
Если вернуться к нашей аналогии с мостом, 1.00 означает «одну полностью загруженную полосу движения». Если на мосту всего одна полоса, 1.00 означает, что мост загружен на 100%, если же в наличии две полосы, он загружен всего на 50%.
То же самое с процессорами. 1.00 означает 100% загрузки одноядерного процессора. 2.00 — 100% загрузки двуядерного и т.д.

Читайте также:  Видеокарты для amd athlon ii x3 440

Многоядерность vs. многопроцессорность

Сведем все вместе

Давайте посмотрим на средние значения загрузки с помощью команды uptime :

Здесь представлены показатели для системы с четырехъядерным процессором и мы видим, что имеется большой запас по нагрузке. Я даже не буду задумываться о ней, пока load average не превысит 3.70.

Какое среднее значение мне следует контролировать? Для одной, пяти или 15 минут?
Количество ядер важно для правильно понимания load average. Как мне его узнать?

Команда cat /proc/cpuinfo выводит информацию обо всех процессорах в вашей системе. Чтобы узнать количество ядер, «скормите» ее вывод утилите grep :

Примечания переводчика

Выше представлен перевод самой статьи. Также много интересной информации можно почерпнуть из комментариев к ней. Так, один из комментаторов говорит о том, что не для каждой системы важно иметь запас по производтельности и не допускать значения загрузки выше 0.70 — иногда нам нужно чтобы сервер работал «на всю катушку» и в таких случаях load average = 1.00 — то, что доктор прописал.

Хабраюзер dukelion добавил в комментариях ценное замечание, что в некоторых сценариях, для достижения максимального КПД «железа», стоит держать значение load average несколько выше 1.00 в ущерб эффективности работы каждого отдельного процесса.

Хабраюзер enemo в комментариях добавил замечание о том, что высокий показатель load average может быть вызван большим количеством процессов, выполняющих в данный момент операции чтения/записи. То есть, load average > 1.00 на одноядерной машине не всегда говорит о том, что в Вашей системе отсутствует запас по загрузке процессора. Требуется более внимательное изучение причин такого показателя. Кстати, это хорошая тема для нового поста на Хабре 🙂

Источник

Вы неверно измеряете загрузку процессора

Та метрика, которую мы называем «загрузкой процессора» на самом деле многими людьми понимается не совсем верно. Что же такое «загрузка процессора»? Это то, насколько занят наш процессор? Нет, это не так. Да-да, я говорю о той самой классической загрузке CPU, которую показывают все утилиты анализа производительности — от диспетчера задач Windows до команды top в Linux.

Вот что может означать «процессор загружен сейчас на 90%»? Возможно, вы думаете, что это выглядит как-то так:

А на самом деле это выглядит вот так:

«Работа вхолостую» означает, что процессор способен выполнить некоторые инструкции, но не делает этого, поскольку ожидает чего-то — например, ввода-вывода данных из оперативной памяти. Процентное соотношение реальной и «холостой» работы на рисунке выше — это то, что я вижу изо дня в день в работе реальных приложений на реальных серверах. Есть существенная вероятность, что и ваша программа проводит своё время примерно так же, а вы об этом и не знаете.

Что это означает для вас? Понимание того, какое количество времени процессор действительно выполняет некоторые операции, а какое — лишь ожидает данные, иногда даёт возможность изменить ваш код, уменьшив обмен данных с оперативной памятью. Это особенно актуально в нынешних реалиях облачных платформ, где политики автоматического масштабирования иногда напрямую завязаны на загрузку CPU, а значит каждый лишний такт «холостой» работы стоит нам вполне реальных денег.

Что же такое загрузка процессора на самом деле?

Та метрика, которую мы называем «загрузкой процессора» на самом деле означает нечто вроде «время не-простоя»: то есть это то количество времени, которое процессор провёл во всех потоках кроме специального «Idle»-потока. Ядро вашей операционной системы (какой бы она ни была) измеряет это количество времени при переключениях контекста между потоками исполнения. Если произошло переключение потока выполнения команд на не-idle поток, который проработал 100 милисекунд, то ядро операционки считает это время, как время, потраченное CPU на выполнение реальной работы в данном потоке.

Эта метрика впервые появилась в таком виде одновременно с появлением операционных систем с разделением времени. Руководство программиста для компьютера в лунном модуле корабля «Апполон» (передовая на тот момент система с разделением времени) называла свой idle-поток специальным именем «DUMMY JOB» и инженеры сравнивали количество команд, выполняемых этим потоком с количеством команд, выполняемых рабочими потоками — это давало им понимание загрузки процессора.

Читайте также:  Видеоадаптер не показывает nvidia

Так что в этом подходе плохого?

Сегодня процессоры стали значительно быстрее, чем оперативная память, а ожидание данных стало занимать львиную долю того времени, которое мы привыкли называть «временем работы CPU». Когда вы видите высокий процент использования CPU в выводе команды top, то можете решить, что узким местом является процессор (железка на материнской плате под радиатором и кулером), хотя на самом деле это будет совсем другое устройство — банки оперативной памяти.

Ситуация даже ухудшается со временем. Долгое время производителям процессоров удавалось наращивать скорость их ядер быстрее, чем производители памяти увеличивали скорость доступа к ней и уменьшали задержки. Где-то в 2005-ом году на рынке появились процессоры с частотой 3 Гц и производители сконцентрировались на увеличении количества ядер, гипертрейдинге, много-сокетных конфигурациях — и всё это поставило ещё большие требования по скорости обмена данных! Производители процессоров попробовали как-то решить проблему увеличением размера процессорных кэшей, более быстрыми шинами и т.д. Это, конечно, немного помогло, но не переломило ситуацию кардинально. Мы уже ждём память большую часть времени «загрузки процессора» и ситуация лишь ухудшается.

Как же понять, чем на самом деле занят процессор

Используя аппаратные счетчики производительности. В Linux они могут быть прочитаны с помощью perf и других аналогичных инструментов. Вот, например, замер производительности всей системы в течении 10 секунд:

Ключевая метрика здесь это «количество инструкций за такт» (insns per cycle: IPC), которое показывает, сколько инструкций в среднем выполнил процессор на каждый свой такт. Упрощённо: чем больше это число, тем лучше. В примере выше это число равно 0.78, что, на первый взгляд кажется не таким уж плохим результатом (78% времени выполнялась полезная работа?). Но нет, на этом процессоре максимально возможным значением IPC могло бы быть 4.0 (это связано со способом получения и выполнения инструкций современными процессорами). То есть наше значение IPC (равное 0.78) составляет всего 19.5% от максимально возможной скорости выполнения инструкций. А в процессорах Intel начиная со Skylake максимальное значение IPC уже равно 5.0.

В облаках

Когда вы работаете в виртуальном окружении, то можете и не иметь доступа к реальным счетчикам производительности (это зависит от используемого гипервизора и его настроек). Вот статья о том, как это работает в Amazon EC2.

Интерпретация данных и реагирование

Если у вас IPC 1.0, то ваше приложение страдает не столько от ожидания данных, сколько от чрезмерного количества выполняемых инструкций. Ищите более эффективные алгоритмы, не делайте ненужной работы, кэшируйте результаты повторяемых операций. Применение инструментов построения и анализа Flame Graphs может быть отличным способом разобраться в ситуации. С аппаратной точки зрения вы можете использовать более быстрые процессоры и увеличить количество ядер.

Как вы видите, я провёл черту по значению IPC равному 1.0. Откуда я взял это число? Я рассчитал его для своей платформы, а вы, если не доверяете моей оценке, можете рассчитать его для своей. Для этого напишите два приложения: одно должно загружать процессор на 100% потоком выполнения инструкций (без активного обращения к большим блокам оперативной памяти), а второе должно наоборот активно манипулировать данным в ОЗУ, избегая тяжелых вычислений. Замерьте IPC для каждого из них и возьмите среднее. Это и будет примерная переломная точка для вашей архитектуры.

Что инструменты мониторинга производительности на самом деле должны показывать

Я считаю, что каждый инструмент мониторинга производительности должен показывать значение IPC рядом с загрузкой процессора. Это сделано, например, в инструменте tiptop под Linux:

Другие причины неверной трактовки термина «загрузка процессора»

Процессор может выполнять свою работу медленнее не только из-за потерь времени на ожидание данных из ОЗУ. Другими факторами могут быть:

  • Перепады температуры процессора
  • Вариирование частоты процессора технологией Turboboost
  • Вариирование частоты процессора ядром ОС
  • Проблема усреднённых расчётов: 80% средней загрузки на периоде измерений в минуту могут не быть катастрофой, но могут и прятать в себе скачки до 100%
  • Спин-локи: процессор загружен выполнением инструкций и имеет высокий IPC, но на самом деле приложение стоит в спин-локах и не выполняет реальной работы

Источник